Блог

Старшая группа: развиваем эмоциональный интеллект

Александра - воспитатель старшей группы, а также педагог по художественным дисциплинам и по шахматам. Мы с ней поговорили о том, чем отличаются современные дети, и как к ним найти подход.

Воспитатель старшей группы – кто это?
Это главарь банды умников и умниц! Я их координирую и направляю. Работа с детьми – это командная работа. Все, что мы делаем – мы делаем вместе! Не только я их направляю, но и они мне очень помогают. Например, девочка помладше застеснялась играть с мальчиками. Я прошу ребят ее взять в игру – и они моментально включаются в задачу, с удовольствием помогают мне. У меня очень классные, добрые дети.

Что главное в твоей работе? Как ты находишь подход к ребятам?
В возрасте 5-6 лет формируется и усложняется речь и мышление. Ребенок по факту становится полноценным собеседником, с ним можно разговаривать как со взрослым. Поэтому и подход должен быть соответствующий.
Соответственно, главное в моей работе – с ребенком подружиться. Ключик к этому – дать ребенку понять, что у нее есть право на свое мнение, он тоже что-то решает. Когда ко мне в группу приходит ученик, я сразу задаю ему вопросы, узнаю его мнение о каких-то вещах, активно включаю в беседу. Это помогает ребенку расслабиться. Потом включаю остальных ребят, и ребенок становится незаметно для себя полноправным членом команды.
А что важно для детей в работе с тобой?
Многим моим детям важно, чтобы уважали их права. Поэтому у нас в группе часто звучат слова «Это мое право». Мое право не играть, отдыхать, не делиться игрушкой.



Что в старшей группе в основном занимает ребят?
Я бы сказала, что это идеи и выяснения отношений :) Каждый день у ребят миллион проектов и затей, и соответственно миллион вопросов, по которым они не сходятся. Это очень важная часть их развития – я учу ребят разговаривать друг с другом, решать задачи, извиняться, стоять на своем.  
Дети в этом возрасте фонтанируют идеями. Например, на этой неделе мой ученик организовал в саду фитнес-зал и раздавал абонементы. А потом начал снимать кино. А потом – ребята решили выпустить газету!


Как ты помогаешь ребятам разрешить конфликт?
Через диалог. Я не только главарь банды, но и адвокат, судья и переговорщик.
Например, одному ребенку надоела игра другого. Дети начинают друг на друга обижаться, выяснять отношения. Я это дело останавливаю, и мы начинаем подробно разбираться. С каждым обсуждаем его позицию, я объясняю, как себя чувствует другой ребенок, и мы принимаем совместное решение. Наступает мир!
Вообще командная работа помогает невероятно сплотить ребят. Вот мы делали ракету недавно – все так втянулись, работали очень слаженно.

К тебе иногда приходят дети не из другой группы, а «снаружи». В таком случае задач – море, а времени до школы мало, и характер уже сформирован. Как ты помогаешь ребенку раскрыться?
Личность человека требует очень кропотливой работы. По моему опыту, требуется год, а то и больше, чтобы ребенок полностью раскрылся и показал заметный прогресс в какой-то личностной области.
Один из главных инструментов моей работы – это все сложные ситуации с ребенком подробно обсуждать в доверительной обстановке. В этом мне помогает наше терапевтическое кресло :) У нас в коридоре стоят два кресла. Если возникает какая-то ситуация, мы туда садимся с ребенком и начинаем разговаривать. Я узнаю, что чувствует ребенок, если в ситуации участвовал другой ребенок – объясняю чувства той стороны. Вместе мы находим решение. И так шаг за шагом.



Твои ребята скоро пойдут в школу. Как ты помогаешь ребятам в этом процессе – и что такое «готовый к школе ребенок»?
За подготовку по математике и русскому языку отвечает педагог Ольга. Я веду несколько предметов, но также отвечаю за психологическую готовность ребенка к школе. Это значит, что ребенок сможет комфортно действовать в обществе: решать свои задачи, чувствовать себя психологически стабильно.
Основной инструмент для достижения этой задачи – это постоянный диалог и работа в команде. Мы разговариваем до устали и постоянно делаем что-то вместе. У ребят происходит каждый день море бесед, стычек и ситуаций. Это естественный процесс обучения.
Во-первых, я стараюсь стимулировать мышление, чтобы дети думали, о своих поступках, их последствиях, причинах своих действий. Если ребенок спорит со мной – я спрашиваю, почему он думает, что я должна поступить именно так, предлагаю ему подумать над этим.  
Во-вторых, я помогаю детям развивать эмпатию, глубже себя чувствовать. Поэтому мы обсуждаем довольно сложные темы – вот на прошлой неделе обсуждали, что такое «делать выводы», а на этой будем говорить про уважение к ближним.



Серьезные вопросы! Не каждый взрослый знает на них ответы. Не рано ли такие темы давать детям?
Мне кажется, что дети стали сейчас глубже мыслить, рассуждать на серьезные темы. Они не просто не боятся сложных вопросов, а к ним тянутся. Я по сути отвечаю на их запрос.
Я считаю, что не нужно бояться серьезных тем. Ведь их кто-то должен ребенку объяснить для начала.
Еще иногда их глубина выводов трогает меня просто до слез. Один мой ученик сказал, что зоопарки – это нехорошо, из-за условий содержания животных. А другая девочка сказала, что в дет.домах много брошенных деток, поэтому она хочет не рожать, а усыновить ребенка. Вот такие у меня чудесные, думающие ребята!
А вообще я вижу свою цель – вырастить поколение людей с развитым эмоциональным интеллектом. Это значит, что человек более глубоко понимает себя, может критически мыслить, понимать чувства других людей, искать конструктивное решение, решать конфликты мирно, и многое другое. В общем, растим адекватных людей! :)