Красивой речью покоряют сердца, выигрывают выборы, но все начинается с простого “Мама”! Формирование речи у самых маленьких - почти магическое явление, которое вызывает немало радостей и тревог. В данной статье мы хотим разобрать основные этапы развития речи у дошкольников, ответить на вопросы, которые часто возникают у родителей, и рассказать, как мы развиваем детей в саду.
Часть 1. Развитие речи. Что есть норма?
Предварим эту статью следующим дисклеймером: наши наблюдения основаны на нашем личном опыте и не являются медицинскими рекомендациями.
Ниже мы публикуем удобную таблицу, по которой видны определенные нормы развития речи в зависимости от возраста.

Насколько жесткие эти ориентиры? Речь - это инструмент, степень развития которого зависит от всех остальных процессов в мозгу и организме. Таким образом, полезно понимать, что должен уметь ребенок к определенному возрасту, чтобы вовремя ему помочь двигаться дальше.
И как вовремя понять, что у ребенка есть задержка или нарушения речи?
Основная проблема в диагностике задержки и нарушений речи, с которой могут столкнуться семьи - это отсутствие понимания, как на самом деле примерно может выглядеть “норма” в этом возрасте.
Мы живем в большом городе, широкие социальные связи и большие семьи остались в прошлом, поэтому у молодых семей просто нет опыта, на котором можно основать свои наблюдения! Ну и, конечно же, наш ребенок - самый драгоценный для нас человек, поэтому сложно (и немного страшно) подойти к этому вопросу объективно.
Есть несколько способов понять, как у ребенка дела:
- Прямо спросить педагогов и воспитателей: у них как раз такой опыт наблюдений имеется. Иногда именно в детском саду родители узнают, что у ребенка есть какие-то речевые нарушения или моменты, требующие внимания логопеда. Мы всегда рады вопросам от вас - мы с удовольствием проведем диагностику либо подскажем, как развивается сейчас речь у ребенка.
- Ознакомиться с таблицами норм и просто держать их в уме, не как жесткие требования, а как некие “станции”, на которых ребенок должен появиться в определенном возрасте. Если он в 1.5 года еще лепечет, или в 3 года говорит лишь отдельные слова - стоит посоветоваться со специалистами.
- Обратить внимание на то, где ребенок разговаривает и разговаривает ли в принципе. Некоторые дети, например, стесняются говорить при чужих.
- Отвести ребенка к педиатру или неврологу в рамках планового посещения. Этот способ мы рекомендуем вкупе с остальными, потому что вне социальной среды врач будет опираться только на ваши слова, а они могут не быть подкреплены достаточным опытом. А это значит, что вам не стоит бояться высказывать специалисту ваши тревоги, потому что любые наблюдения и симптоматика могут быть для него ценными.
А что, если ребенок “ленится” говорить дома?
Мы понимаем любимых без слов, поэтому у родителей детей в возрасте 2-3 лет может возникнуть ощущение, что ребенок “ленится” говорить. Если такое ощущение возникло - самое время посетить занятия или садик! Главное, чтобы в этой среде он находился без вас, то есть оказался в ситуации, где ему просто необходимо задействовать свою речь.
Часть 2. Как мы развиваем речь детей в садике
Роль сада
Воспитатель побуждает детей к познавательной деятельности, к расширению кругозора, осмысливать, задавать вопросы, вступать в общение. По сути дела вся деятельность в саду - от обеда до занятий - так или иначе направлена на развитие речи.
Что мы делаем
1) Проводим занятия по развитию речи несколько раз в неделю во всех группах.
2) Даем достаточно свободного времени, потому что общение между детьми очень важно.
3) Разговариваем с детьми взросло - ласково, но без лепета, сокращения слов. И болтаем с ними много! Работа команды устроена таким образом, что все дети знакомы со всеми взрослыми, так чтобы они не стеснялись ни одного взрослого в саду.
4) Поддерживаем у ребят чистоту речи. Никакого жаргона или плохих словечек! В этом помогают также занятия “Правила поведения” у средней группы и “Школа этикета” у старшей группы.
5) Учим стихи и песни. Каждый месяц мы стараемся что-то эдакое разучить. В этом году, например, каждый выучил стих Агнии Барто, а всем садом разучили песню.
6) Активно прививаем любовь к чтению - читаем в рамках регулярных занятий и проводим мероприятия на эту тему. Этой зимой обменивались книгами, рисовали буквицу, играли в ролевые игры.
7) Ставим утренники - мощнейшие мероприятия, к которым готовится весь сад зимой и весной. Дети показывают все свои таланты, и это отличная возможность снять любой страх перед сценой!
8) Поддерживаем доброжелательные отношения между детьми. Следим, чтобы игра проходила позитивно, а конфликты помогаем разрешить.
Какие бывают занятия по развитию речи?
Перечислим лишь несколько основных типов занятий, которые мы регулярно проводим у ребят.
- Закрепление лексической темы. С возрастом растет способ подачи знаний и сложность заданий. Например, по теме “домашние животные” мы можем показать младшим карточки и повторить звуки, со средними сыграть в более сложное лото на память, а со старшими заполнить рабочий лист.
- Развитие мышления. Например, детям 4-6 лет нравится, когда с ними разговаривают на следующие темы: «Как бы ты поступил, если бы увидел плачущего малыша?», «Как бы ты поступил, если бы кто-то разбросал игрушки?». Ну а 3-4-летние почемучки сами не дают покоя воспитателям своими вопросами. Там вопросы бывают порой настолько заковыристые, что мышление развивается у взрослых тоже :)
- Артикуляционная гимнастика - для постановки красивой и правильной речи.
- Изучение звуков и букв, как самостоятельные упражнения либо в составе занятий по чтению.
- Творческие занятия - пение, изучение стихов.
Когда нужен логопед?
По нашему опыту, логопед требуется примерно 40% поступающих к нам детей. Из них 80% к логопеду ходят год, 20% - два года. Этот срок кажется долгим, но постановка правильной речи - это одна из важнейших инвестиций в успехи ребенка в будущем.
О том, что ребенку может потребоваться поддержка логопеда, мы обычно рассказываем сами на основе наших наблюдений после периода адаптации. Но мы всегда приветствуем ваши вопросы и предлагаем пройти диагностику в любой момент: после нее логопед подробно расскажет вам, требуется ли его помощь.
Часть 3. Общение
Общение со сверстниками и взрослыми: всему свое время
Один из вопросов, который нам часто задают - это общается ли ребенок с кем-нибудь в саду. Развитие общения у дошкольников происходит в определенной последовательности, связанной с возрастом. Ускорить этот процесс невозможно, да и не нужно.
- До 3 лет речь направлена только на взаимодействие со взрослым, фразовая речь только формируется. Мы можем лишь условно говорить о дружбе между детьми здесь, все связи очень поверхностные вплоть до 4 лет.
- В средней группе (3-4 года) преобладает ситуативно-деловая форма общения: дети сфокусированы на конкретных действиях, не проявляя интереса к более глубокому взаимодействию.
- В возрасте 5-6 лет мы переходим к внеситуативно-познавательной форме общения - половина детей уже интересуется познанием и общим взаимодействием, хотя треть детей все еще общаются более поверхностно.
- В 6-7 лет уже бОльшая часть детей интересуется более содержательной и личностной формой контакта.
Кроме того, у всех детей разный темперамент. В аспекте общения детей мы ориентируемся на психологическое состояние ребенка в саду. Если он немного общается, но при этом весел, спокоен и позитивно проводит день - значит, такой объем социализации отражает его потребности на данном этапе развития. В любом случае все время в саду структурировано так, чтобы каждый ребенок был включен во все социальные взаимодействия.
Как быстро мы можем видеть результаты от развивающей среды?
По нашему опыту, где-то полгода потребуется на то, чтобы увидеть значимые изменения в развитии речи. Но вы уже на второй месяц можете наблюдать, как ребенок поет дома песенки, принесенные из сада, или повторяет слова.
Как поддержать ребенка на его пути по развитию речи?
- Разговаривайте с ребенком много, разнообразно.
- Отводите его в гости, на развивашки, в садик - в среду, где ему необходимо будет овладевать навыками речи.
- Ставьте и пойте песенки.
- Поддерживайте ребенка в его самовыражении: все домашние импровизированные выступления, повторения слов помогают детям развивать речь.
- Когда ребенок научится читать - поддерживайте его интерес, вводите ритуалы.