Блог

Речь у дошкольников: наши методы работы и советы родителям

Красивой речью покоряют сердца, выигрывают выборы, но все начинается с простого “Мама”! Формирование речи у самых маленьких - почти магическое явление, которое вызывает немало радостей и тревог. В данной статье мы хотим разобрать основные этапы развития речи у дошкольников, ответить на вопросы, которые часто возникают у родителей, и рассказать, как мы развиваем детей в саду.

Часть 1. Развитие речи. Что есть норма?

Предварим эту статью следующим дисклеймером: наши наблюдения основаны на нашем личном опыте и не являются медицинскими рекомендациями.
Ниже мы публикуем удобную таблицу, по которой видны определенные нормы развития речи в зависимости от возраста.
Насколько жесткие эти ориентиры? Речь - это инструмент, степень развития которого зависит от всех остальных процессов в мозгу и организме. Таким образом, полезно понимать, что должен уметь ребенок к определенному возрасту, чтобы вовремя ему помочь двигаться дальше.
И как вовремя понять, что у ребенка есть задержка или нарушения речи?
Основная проблема в диагностике задержки и нарушений речи, с которой могут столкнуться семьи - это отсутствие понимания, как на самом деле примерно может выглядеть “норма” в этом возрасте.
Мы живем в большом городе, широкие социальные связи и большие семьи остались в прошлом, поэтому у молодых семей просто нет опыта, на котором можно основать свои наблюдения! Ну и, конечно же, наш ребенок - самый драгоценный для нас человек, поэтому сложно (и немного страшно) подойти к этому вопросу объективно.
Есть несколько способов понять, как у ребенка дела:
  1. Прямо спросить педагогов и воспитателей: у них как раз такой опыт наблюдений имеется. Иногда именно в детском саду родители узнают, что у ребенка есть какие-то речевые нарушения или моменты, требующие внимания логопеда. Мы всегда рады вопросам от вас - мы с удовольствием проведем диагностику либо подскажем, как развивается сейчас речь у ребенка.
  2. Ознакомиться с таблицами норм и просто держать их в уме, не как жесткие требования, а как некие “станции”, на которых ребенок должен появиться в определенном возрасте. Если он в 1.5 года еще лепечет, или в 3 года говорит лишь отдельные слова - стоит посоветоваться со специалистами.
  3. Обратить внимание на то, где ребенок разговаривает и разговаривает ли в принципе. Некоторые дети, например, стесняются говорить при чужих.
  4. Отвести ребенка к педиатру или неврологу в рамках планового посещения. Этот способ мы рекомендуем вкупе с остальными, потому что вне социальной среды врач будет опираться только на ваши слова, а они могут не быть подкреплены достаточным опытом. А это значит, что вам не стоит бояться высказывать специалисту ваши тревоги, потому что любые наблюдения и симптоматика могут быть для него ценными.
А что, если ребенок “ленится” говорить дома?
Мы понимаем любимых без слов, поэтому у родителей детей в возрасте 2-3 лет может возникнуть ощущение, что ребенок “ленится” говорить. Если такое ощущение возникло - самое время посетить занятия или садик! Главное, чтобы в этой среде он находился без вас, то есть оказался в ситуации, где ему просто необходимо задействовать свою речь.

Часть 2. Как мы развиваем речь детей в садике

Роль сада
Воспитатель побуждает детей к познавательной деятельности, к расширению кругозора, осмысливать, задавать вопросы, вступать в общение. По сути дела вся деятельность в саду - от обеда до занятий - так или иначе направлена на развитие речи.
Что мы делаем
1) Проводим занятия по развитию речи несколько раз в неделю во всех группах.
2) Даем достаточно свободного времени, потому что общение между детьми очень важно.
3) Разговариваем с детьми взросло - ласково, но без лепета, сокращения слов. И болтаем с ними много! Работа команды устроена таким образом, что все дети знакомы со всеми взрослыми, так чтобы они не стеснялись ни одного взрослого в саду.
4) Поддерживаем у ребят чистоту речи. Никакого жаргона или плохих словечек! В этом помогают также занятия “Правила поведения” у средней группы и “Школа этикета” у старшей группы.
5) Учим стихи и песни. Каждый месяц мы стараемся что-то эдакое разучить. В этом году, например, каждый выучил стих Агнии Барто, а всем садом разучили песню.
6) Активно прививаем любовь к чтению - читаем в рамках регулярных занятий и проводим мероприятия на эту тему. Этой зимой обменивались книгами, рисовали буквицу, играли в ролевые игры.
7) Ставим утренники - мощнейшие мероприятия, к которым готовится весь сад зимой и весной. Дети показывают все свои таланты, и это отличная возможность снять любой страх перед сценой!
8) Поддерживаем доброжелательные отношения между детьми. Следим, чтобы игра проходила позитивно, а конфликты помогаем разрешить.
Какие бывают занятия по развитию речи?
Перечислим лишь несколько основных типов занятий, которые мы регулярно проводим у ребят.
  1. Закрепление лексической темы. С возрастом растет способ подачи знаний и сложность заданий. Например, по теме “домашние животные” мы можем показать младшим карточки и повторить звуки, со средними сыграть в более сложное лото на память, а со старшими заполнить рабочий лист.
  2. Развитие мышления. Например, детям 4-6 лет нравится, когда с ними разговаривают на следующие темы: «Как бы ты поступил, если бы увидел плачущего малыша?», «Как бы ты поступил, если бы кто-то разбросал игрушки?». Ну а 3-4-летние почемучки сами не дают покоя воспитателям своими вопросами. Там вопросы бывают порой настолько заковыристые, что мышление развивается у взрослых тоже :)
  3. Артикуляционная гимнастика - для постановки красивой и правильной речи.
  4. Изучение звуков и букв, как самостоятельные упражнения либо в составе занятий по чтению.
  5. Творческие занятия - пение, изучение стихов.
Когда нужен логопед?
По нашему опыту, логопед требуется примерно 40% поступающих к нам детей. Из них 80% к логопеду ходят год, 20% - два года. Этот срок кажется долгим, но постановка правильной речи - это одна из важнейших инвестиций в успехи ребенка в будущем.
О том, что ребенку может потребоваться поддержка логопеда, мы обычно рассказываем сами на основе наших наблюдений после периода адаптации. Но мы всегда приветствуем ваши вопросы и предлагаем пройти диагностику в любой момент: после нее логопед подробно расскажет вам, требуется ли его помощь.

Часть 3. Общение

Общение со сверстниками и взрослыми: всему свое время
Один из вопросов, который нам часто задают - это общается ли ребенок с кем-нибудь в саду. Развитие общения у дошкольников происходит в определенной последовательности, связанной с возрастом. Ускорить этот процесс невозможно, да и не нужно.
  • До 3 лет речь направлена только на взаимодействие со взрослым, фразовая речь только формируется. Мы можем лишь условно говорить о дружбе между детьми здесь, все связи очень поверхностные вплоть до 4 лет.
  • В средней группе (3-4 года) преобладает ситуативно-деловая форма общения: дети сфокусированы на конкретных действиях, не проявляя интереса к более глубокому взаимодействию.
  • В возрасте 5-6 лет мы переходим к внеситуативно-познавательной форме общения - половина детей уже интересуется познанием и общим взаимодействием, хотя треть детей все еще общаются более поверхностно.
  • В 6-7 лет уже бОльшая часть детей интересуется более содержательной и личностной формой контакта.
Кроме того, у всех детей разный темперамент. В аспекте общения детей мы ориентируемся на психологическое состояние ребенка в саду. Если он немного общается, но при этом весел, спокоен и позитивно проводит день - значит, такой объем социализации отражает его потребности на данном этапе развития. В любом случае все время в саду структурировано так, чтобы каждый ребенок был включен во все социальные взаимодействия.
Как быстро мы можем видеть результаты от развивающей среды?
По нашему опыту, где-то полгода потребуется на то, чтобы увидеть значимые изменения в развитии речи. Но вы уже на второй месяц можете наблюдать, как ребенок поет дома песенки, принесенные из сада, или повторяет слова.
Как поддержать ребенка на его пути по развитию речи?
  1. Разговаривайте с ребенком много, разнообразно.
  2. Отводите его в гости, на развивашки, в садик - в среду, где ему необходимо будет овладевать навыками речи.
  3. Ставьте и пойте песенки.
  4. Поддерживайте ребенка в его самовыражении: все домашние импровизированные выступления, повторения слов помогают детям развивать речь.
  5. Когда ребенок научится читать - поддерживайте его интерес, вводите ритуалы.