Блог

Адаптация. Первая неделя

Адаптация. Первая неделя. Цели и задачи

Вы полны надежд и переживаний: ваш ребенок пошел в садик! Детский сад - это первый полноценный выход ребенка “в общество”. Зачастую ребенок впервые надолго остается без мамы. Это важное и волнительное время: наша задача - помочь вам и ребенку пройти этот период бодро и легко.
Один из способов это сделать - это делиться знаниями. Поэтому мы решили написать цикл статей, посвященных адаптации.
Эта серия статей посвящается всем, кто:
  • впервые идет в садик
  • кто сменил садик
  • кто приехал в наш садик на каникулы (новая среда - это тоже адаптация!)
Вы узнаете:
  1. Какие задачи и цели мы ставим на первое время
  2. Как проходит адаптация с точки зрения ребенка
  3. Как будет меняться ваш ребенок
  4. Какие сюрпризы ваш ждут!
  5. Как вы можете помочь ребенку в этот период

Нет одинаковых адаптаций - но проверенные методы помогают многим

Мы часто сравниваем адаптацию с танцем - все шаги одинаковые, но каждый танцор делает исполнение уникальным. Первые дни в саду - это танец между ребенком, родителем и садиком: мы показываем вам и ребенку шаги, и если их повторить, то все должно пройти отлично.
Важно понимать, что нет “идеального” хода адаптации: этот процесс индивидуален для каждого ребенка, он наполнен эмоциями, откатами, сюрпризами. Впервые в жизни ребенок предстает для вас не только вашим малышом, но и членом общества, и вы начинаете открывать его с новой стороны. Поэтому главное - и самое непростое - это набраться терпения…

Цели и задачи первой недели

Цель 1 - знакомство с ребенком и формирование ожиданий
Первые дня в саду мы знакомимся с ребенком и формируем наше понимание относительно следующих тем:
  • скорость адаптации - когда мы оставляем его на обед, когда он переходит на сон
  • способы установить доверительные взаимоотношения с ребенком - кто-то любит, чтобы его больше держали на руках, кто–то хочет поговорить по душам, кто-то не любит обниматься
  • темперамент ребенка
  • что ребенок выбрал как приоритет в нашей среде - ему интересны занятия или исследовать сад? взрослые или дети?
  • возможные сложности: ребенок стесняется, имел плохой опыт в прошлом саду, боится, что не будет друзей - об этом мы в том числе узнаем из бесед с вами.
Эти выводы помогают сформировать ожидания относительно темпа и хода адаптации. Ожидания очень важны для нас и для вас: они задают темп и ритм нашего "танца". О наших наблюдениях мы стараемся рассказывать вам ближе к концу первой недели. У каждого ребенка - свои цели и победы.
Совет: адаптация - всегда повышенная нагрузка на ребенка. Если вы планировали подключить другие курсы или занятия, рекомендуем повременить с ними.
Цель 2: сформировать доверительные отношения с ребенком
В каждом возрасте работают свои способы: малыши более тактильны, но быстрее доверяют. Старшим ребятам важно поговорить, они дольше открываются, первая неделя - только начало пути.
К каждому ребенку мы находим свой ключик. Процесс его подбора, особенно в случае старших ребят, занимает не одну неделю.
Цель 3: психологический комфорт как основа работы с ребенком
Фундамент нашей работы с ребенком - это психологический комфорт. Ребенок должен понимать, что в любой момент любой взрослый в саду является для него стабильной опорой. Это особенно важно для детей с прошлым неудачным опытом сада.
Вот некоторые из наших принципов формирования этого комфорта на первое время:
  1. Мы много, много разговариваем с детьми
  2. Мы держим на ручках младших детей столько, сколько им понадобится для комфорта
  3. Если ребенок заплакал - к нему моментально подходит взрослый, разговаривает, утешает. Ребенок никогда не должен остаться один!
  4. Мы просим вас рассказывать о переживаниях, которыми ребенок мог поделиться с вами, чтобы мы могли показать действиями, что он может быть спокоен.
Случай из практики: одного ребенка заставляли все доедать в прошлом садике. В первый день у нас он все съел, но маме признался, что не хотел есть котлету, но боялся, что его будут ругать, памятуя старое. Мама рассказала нам об этом, и на следующий день за столом воспитатель побеседовал с ним на эту тему и проговорил, что он может чувствовать себя свободно в плане еды.
Цель 4: познакомиться с вами, дорогие родители!
В садик приходите и вы; сад - он и для вашего благополучия, поэтому нам важно, чтобы вам было спокойно на каждом шагу. Поэтому мы всегда рады любой информации о ребенке, о ваших пожеланиях и переживаниях.
Кроме того, в каждой семье есть свои принципы воспитания, которые мы полностью уважаем. Поэтому первая неделя - это еще и неделя синхронизации наших методов работы с ребенком с вашими.
Совет: если вас что-то беспокоит, даже то, что было до сада (особенность характера ребенка, смена его поведения) - расскажите нам об этом. Вполне возможно, мы уже сталкивались с этим в нашей практике.
Цель 5: обменяться знаниями внутри команды
В ходе первой недели мы каждый день делимся впечатлениями о ребенке. К концу недели мы командой обсуждаем ход адаптации, наши наблюдения, составляем план на дальнейший период.
Несмотря на то, что адаптацию ведет конкретный воспитатель, вся команда участвует в работе с ребенком. Коллаборация - это основа нашей работы со всеми детьми, потому что каждый специалист в нашей команде представляет свой опыт и точку зрения, и вместе мы сможем сделать воспитание детей более гармоничным.
P.S. А что если мы приехали к вам только на пару недель?
Ответ: все выше применимо и к коротким поездкам. Процесс адаптации не ускорить, но в зависимости от длительности можно скорректировать ожидания, а значит и цели и методы работы.
Какие цели мы НЕ ставим во время адаптации
1. Отучить от памперса или соски: адаптация - это достаточный стресс для ребенка, поэтому эти мероприятия мы откладываем и также просим родителей не запускать резко отучение перед выходом в сад.
2. Дать все знания мира: на первой неделе мы часто говорим, что ребенок может вообще не интересоваться занятиями или посещать часть. Это нормально: среда сада для него - огромный мир, и ему нужно время, чтобы познакомиться с каждым уголком и всеми людьми.
3. Резко поменять привычки: малоежка не начинает есть в садике (хотя бывают сюрпризы!), ребенок, который никогда не спал на тихий час, не укладывается сразу спать. Первая неделя - для знакомства, наша задача - быть бережными по отношению к ребенку, чтобы он нам открылся.
4. Слушаться любой ценой: чтобы ребенок слушал, нужно доверие, а оно требует времени и наших усилий. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к новой среде, ее порядкам. Воспитательный процесс это марафонская дистанция.
Продолжение следует!