Блог

Ваш ребенок - билингв!

Английский
Мы задали Марии, педагогу по английскому языку, самые каверзные вопросы про ее предмет.
С первой частью беседы можно ознакомиться здесь.

Когда нужно начинать заниматься английским языком?

Оптимальный возраст - это примерно три года. На самом деле это очень индивидуально и зависит от психологической готовности и уровня развития речи ребенка. У нас есть ребята 2,7-2,8 лет в начинающей группе.
Можно выделить такие признаки того, что ребенок готов к изучению английского языка:
  1. Не боится остаться без мамы или воспитателя, легко знакомится с людьми.
  2. Вовлекается в занятие, даже если не понимает происходящего.
  3. Выговаривает хотя бы большинство звуков на русском языке. Если речь еще только-только развивается, лучше не спешить и уделить внимание русской речи. В противном случае ребенку будет тяжело на занятии выговаривать сложные звуки, и есть риск, что возникнет отторжение либо в голове образуется некоторая путаница.

Стоит ли заниматься языком с рождения?

На самом деле под этим вопросом многие родители скрывают страх упустить ключевой момент в развитии ребенка. Волноваться не стоит, времени достаточно: ряд исследований говорят о том, что сложнее учить язык становится только с достижением пубертатного периода.
Второй язык - это второй взгляд на мир. Это восхитительный способ развить кругозор и интеллект. Поэтому можно ставить мультики, музыку, давать листать книги на английском языке.
При этом именно изучение языка с пеленок - это большая ответственность на родителях. Системность будет иметь решающее значение. Важно помнить о всех аспектах языка - например, о письме - и давать их поступательно и в равной мере в обоих языках.

Билингвизм: мода или необходимость

Для начала разберемся с понятиями.
Существует заблуждение, что билингв - это только тот, кто владеет в совершенстве двумя языками. На самом деле любой человек, который использует два и более языка для решения повседневных задач, является билингвом!
Сбалансированный билингв - это как раз человек, который знает два языка на одинаковом уровне.
Несбалансированный билингв - это все остальные люди, которые используют два языка.
Чтобы вырастить "того самого" сбалансированного билингва, вам придется организовать вашу жизнь под эту цель, на долгие годы. Это очень большая нагрузка на родителей, и если кто-то в семье не является естественным носителем другого языка, лучше к этому не прибегать.
Поэтому стоит себя спросить: какую цель я преследую для своего ребенка?
Наверно, вы хотите, чтобы он смог работать, путешествовать, жить за границей. Тогда быть несбалансированным билингвом - вполне достаточно :)

Русский преподаватель или носитель?

Я вообще рекомендую учить язык у нескольких преподавателей одновременно. Это расширяет кругозор, помогает подобрать лучшую для вас методику.
На мой взгляд, важно не происхождение преподавателя, а его методика, структура занятия, умение работать с маленькими детьми. И опять же - системность. Даже занятия в государственной школе лучше, чем их отсутствие.
Я русская, но на занятиях в саду мы следуем принципам билингвизма: я говорю с детьми только на английском языке. Так они привыкают к иностранной речи и запоминают произношение.

Не будет ли ребенок путать два языка?

Если английский ввести позже русского, а сами занятия имеют четкую структуру и согласуются с темпом изучения родного языка, тогда все будет в порядке.
Также он не будет путать языки, если он сбалансированный билингв - но, как я говорила выше, это серьезный марафон для родителей.
Поэтому мои занятия - это не просто беседа, а структурированный урок; и есть минимальный возраст для их посещения. Ребята приходят ко мне, понимая структуру своего языка. В этом случае знания укладываются в голову легче и глубже.

Сколько занятий - достаточно?

Кажется, что лучший способ - это когда ребенок учит английский 24/7.
И снова вернемся к вашим целям: если вы хотите, чтобы ребенок свободно овладел языком, тогда 3 занятий в неделю (+мультики по выходным ;) ) будет вполне достаточно.

Главное - это регулярность, а также содержание занятий. Хорошие занятия ставят своей целью научить ребенка без страха использовать английский. Ошибки - это не страшно!
Российская система изучения языков достаточно академична и консервативна. Она дает глубокие знания, но формирует страх ошибиться. В результате многие взрослые ужасно боятся говорить по-английски - из-за того, что у них акцент, они делают ошибки. Но с акцентом говорит весь мир: есть индийский, южноафриканский, немецкий акцент. 

Я же стараюсь создать атмосферу, где игра с языком поощряется.

Что делать, если ребенку неинтересно учить английский язык?

Это абсолютно нормально. В дошкольном возрасте дети переживают бурный рост по всем фронтам, и зачастую занятия уходят на второй план.
Что можно попробовать:
1) Проконсультироваться с воспитателем, чтобы понять, что занимает сейчас ребенка. Бывает так, что конкретно в этот момент ему важнее социализация, чем занятия. Это абсолютно нормально.
2) Сменить методику или попробовать дополнительного преподавателя (пробное занятие).
3) Добавить в домашнюю среду больше материалов с английским, чтобы у ребенка была возможность в своем темпе проявить к ним интерес.
Может так произойти, что ребенку вообще не интересен язык. Дорогие родители, пожалуйста, не вините себя в этом! Меня беспокоит, что современные родители находятся между чувствами тревожности и вины - хочется прокричать с крыши: "Вы даете своему ребенку максимум!"
Наша задача - педагогов, сада, родителей - дать детям доступ к интересной развивающей среде и максимуму возможностей. Детки обязательно найдут что-то, что им по душе. Дальше наша задача - принимать, поддерживать, подталкивать (но не тащить). И все будет хорошо!
И вообще сейчас в моде совершенно другие языки - программирования :)