Мы открываем серию интервью с членами нашей команды. Наши коллеги будут рассказывать, как организованы их занятия, и давать ответы на самые популярные вопросы. Первый герой - педагог по английскому языку Мария. Маша закончила СПбГУ, стажировалась полгода в Лондоне, а еще у нее есть TESOL - сертификат, который позволяет преподавать язык во всех странах мира. Уже более пяти лет она преподает английский именно маленьким деткам.
Как я стала работать с дошкольниками
Я с детства помогала младшим братьям делать домашние задания. Процесс меня увлекал, поэтому я решила стать педагогом для детей. Позже я поняла, что именно на занятиях с маленькими детками я получаю наибольший заряд энергии. Они такие тактильные, добрые и искренние - уроки проходят очень весело!
Моя методика
У меня своя методика, созданная на основе разработок Оксфордского университета и программы Jolly Phonics. Готовые решения не подходят для задач нашего детского сада. Дело в том, что в британских учебниках все знания даются медленно и в меньшем объеме. Я подозреваю, что это связано в целом с системой дошкольного образования в Европе и США: детей не принято учить, с ними просто играют. Вероятно, боятся перегрузить. Я же очень нацелена на результат - для меня важно, чтобы ребенок выходил с моих занятий с определенным набором знаний, которые он не стесняется использовать.
Как строятся наши занятия
Шаг 1. Сформировать доверие - и удержать его 70% успеха в изучении языка - это доверие ребенка. Поэтому на первых занятиях я фокусируюсь на том, чтобы создать дружелюбную атмосферу и найти подход к каждому. Я ищу темп ученика, подстраиваюсь под его тембр голоса, ни в коем случае не ругаю за ошибки. Даже если ребенок просто сидит на занятии - если он внимательно слушает, реагирует, это уже большой шаг вперед. Эта работа продолжается постоянно. Дети очень консервативны, они должны чувствовать, что занятие - это стабильный, позитивный элемент в их жизни. Поэтому каждый мой урок имеет схожую структуру и несколько повторяющихся элементов: радостное приветствие, песенки, разговор о том, как у деток дела, и так далее.
Шаг 2. Учим слова и фразы, играя Все занятия я веду только на английском языке. Это очень важно для того, чтобы ребенок привык к иностранной речи и постепенно научился понимать ее. В основе программы лежит принцип устного опережения. В этом формате работы ученики сначала знакомятся с устной речью, а затем с письменной. Для маленьких деток это, на мой взгляд, наиболее комфортный формат знакомства с языком. Точно так же они учат родной язык.
Программа для начинающих длится год. В нее включается 14 классических тем, в которых входит 35-40 слов и сопутствующие фразы. Учить фразы очень важно! Ребенок должен научиться не только запоминать слова, но и использовать их в определенном контексте. Поэтому я прошу ребят отвечать на вопросы с большим количеством деталей (например, описать, во что они одеты - не отдельными словами, а фразой).
Мы занимаемся 3 раза в неделю. Каждую неделю мы изучаем 6-7 слов. В конце месяца я даю повторение (Revision). Каждое занятие на 90% состоит из игр и включает в себя следующие элементы:
Повторение выученных тем в виде диалога (How are you today? What are you wearing? и тд)
Песенки для закрепления слов и фраз
Изучение нового материала
Игра для увязывания старого и нового материала
Может показаться, что мы постоянно повторяем одно и то же, но это не так. У нас очень много нового, но ребенку важно давать знания поэтапно, доведя прежние знания до автоматизма. Психологический комфорт от повторения песенок и фраз повышает вовлеченность детей.
Шаг 3. Учимся читать и писать по-английски На второй год мы беремся за чтение. Я использую методику Jolly Phonics и ставлю британское произношение. Она очень эффективная: за полгода ребенок может научиться читать по-английски, если регулярно посещает занятия.
Как она работает В английском языке 42 звука. Они делятся на 7 групп (phonics). Мы одновременно учимся читать и писать. Мы проходим каждый звук отдельно, запоминая их с помощью жестов, игр и песен. Мы берем уже знакомые детям слова и разбиваем их на отдельные звуки. Эти звуки дети учатся узнавать и повторять устно и письменно. Дети привыкают узнавать и повторять звук устно и письменно. Эти звуки соединяются в слова, и вуаля - ребенок может читать!
Почему мы учим звуки, а не алфавит В школах чтение дается следующим образом: за 2 месяца дети учат алфавит, дальше им сразу дают чтение. Ребенок не понимает, что от него хотят, потому что у него нет связи между буквой и звуком. Для деток это большой стресс, и школа с первых дней ассоциируется с зубрежкой. Есть миф о том, что ребенок может научиться читать, если выучил алфавит. Но язык работает совершенно не так: звук и буква - это разные единицы языка. Дети учатся говорить, издавая звуки. Поэтому и в английском языке мы сначала учим звуки.
Шаг 4. Читаем целые книжки После того, как мы уверенно освоились во всех звуках английского языка, мы можем читать легкие книжки. Есть специальные книги, подходящие для чтения по методике Jolly Phonics.
P.S. И конечно же, одно из самых важных правил моих занятий - обязательно нужно дурачиться! Моя задача - чтобы дети раскрепостились на занятии, увлеклись процессом. Поэтому мы поем, танцуем, смеемся вместе. Именно поэтому я так люблю свою работу :)
В следующих выпусках Маша расскажет: Сколько занятий английским языком - достаточно? В каком возрасте нужно начинать заниматься английским языком? Что такое билингвизм, и нужно ли оно ребенку?