Блог

Возраст двух кризисов: средняя группа

Нехочуха, почемучка, кризис 3 лет, первый букварь, первая влюбленность - все это средняя группа! Воспитатель Лиза рассказывает про сложный возраст и отвечает на популярные вопросы.
Чем отличается средняя группа от других?
Средняя группа (3,5-4,5 лет) – это группа двух кризисов.
Кризис 3 лет – борьба за самостоятельность, ощущение самобытности, «Я - ребенок, а мама – отдельно от меня».
Кризис 5 лет, про который знают меньше – это кризис мироощущения, первого полового развития – про этот возраст пускай подробнее расскажет Саша (прим.ред – воспитатель старшей группы).  
Получается, что дети ко мне приходят, активно отстаивая свои границы, а уходят с формирующимся осознанием того, что отличаются от других. Это сложный возраст, в нем много разговоров, эмоций, переживаний.   
Прим.ред. У кризисов нет четкого возраста и временных рамок – это все строго индивидуально. В статье мы говорим о наиболее распространенных возрастных диапазонах.

Получается, это переходный возраст! Какая в нем твоя роль как воспитателя?
Моя роль как воспитателя в этом возрасте – это наставничество, а главное качество – терпение.
Я должна быть для детей твердой опорой. Которая может взять ребенка, постоять с ним рядом, чтобы он прорыдался, отлупасил подушку. Моя задача – уже не просто успокоить, убаюкать малютку, как, скажем, в яслях.
Дети в этом возрасте должны научиться выражать и прорабатывать эмоции, а не подавлять. Если в момент истерики только «шикать», задабривать или бросаться успокаивать, не дав выход энергии, то ребенок не научится работать с эмоциями, будет их копить – и в один момент лопнет :) Ему будет гораздо сложнее в будущем.
Поэтому каждую эмоцию мы выпускаем и обсуждаем. И дети учатся понимать себя лучше и лучше.
Кроме того, мы совершаем важный переход к самостоятельности. Воспитатель меньше делает за ребенка и больше подсказывает ему, как совершить действие.
Например, в младшей группе малыша одевали, ему меняли памперс. А в средней группе мы плавно приучаем его к тому, что он сам должен постараться надеть колготки, застегнуть куртку. С моей постоянной помощью, подсказкой, доделками – но уже сам. Это кропотливая работа с каждым ребенком.   

Как ты налаживаешь взаимоотношения с ребенком, который пришел к тебе в разгаре кризиса 3 лет?
Уважительно, открыто и твердо. Во-первых, я покажу ему, что не претендую на его границы – он имеет полное право на свое мнение. Во-вторых, я сразу проясню ему свою роль – я воспитатель, а значит наставник, которого нужно уважать и слушать, потому что я помогу решить ребенку его задачи.
Все это мы делаем через диалог, который составляет 99% моей работы!
3-4 года – это возраст активного развития фразовой речи. Мы говорим, говорим постоянно, до устали, я отвечаю на миллион вопросов, прорабатываю тысячу ситуаций и эмоций каждый день. Ученые говорят, что содержательный диалог в возрасте 3-4 лет значительно влияет на уровень интеллекта ребенка и его успеваемость во взрослой жизни!
У нас возраст двух кризисов, когда надо учить ребенка тому, что все задачи можно и нужно решить словесно. Не понятно – спроси, злишься – скажи, хочешь кого-то ударить – скажи, я скажу, что делать.
Через диалог мы учимся развивать причинно-следственные связи, формировать критическое мышление, решать проблемы, просить добавки! :)


Как ты работаешь с родителями, которые приводят к тебе детей в группу, да еще и в такой период?
Задача номер один – это сформировать взаимное доверие. Часто мне не договаривают или смущаются, что ребенок что-то делает «не так». Родители боятся осуждения со стороны сада.
Пожалуйста, не стесняйтесь рассказывать нам о проблемах, волнениях и особенностях развития вашего ребенка! Мы – камерная группа, зона абсолютного доверия и принятия. Если у нас есть правдивая информация о ребенке, мы поможем вам с ним работать.
Например, многие родители стесняются того, что ребенок писается. Так вот до 7 лет писаться абсолютно нормально, особенно в возрасте 3-4 лет. О таком обязательно нужно нам рассказывать.
Обязательно рассказывайте о физиологических и психологических особенностях, каких-то диагнозах – эта информация очень важна для нашей работы.
И полезно рассказывать о ваших реальных чувствах по отношению к ребенку: от матери общество требует, чтобы она была всегда всепонимающей и только доброй. Но зачастую нас что-то раздражает или смущает в ребенке. Расскажите мне, мы обсудим этот момент в его характере и вместе придумаем, как с ним работать.
 

3-5 лет – возраст, когда дошкольника начинают воспринимать практически как школьника: вот он уже складно говорит, а значит, пора серьезно заниматься обучением. Когда начинать занятия? Как все успеть?
Моя программа опережает официальные требования на 2-3 года – поэтому волноваться не стоит, мы все успеем! :) При этом я строю ее от каждого ребенка: в этом возрасте невозможно зубрить, заставлять, главная цель – сформировать интерес к обучению.
Я работаю так: каждое занятие я бросаю детей в огромную кучу знаний. Они оттуда что-то забирают, я проверяю – и бросаю снова. Я стараюсь давать как можно больше, потому что из этого объема они возьмут то, что им нужно, а остальное останется на подкорке. Но ни в коем случае не давлю – что успел, то успел.
Основа моего занятия – разговор. У него 2 цели:
1) Я хочу научить детей сосредотачиваться и слушать. В саду деятельность игровая, а в школе – учебная. В результате дети приходят в школу и вообще не понимают, что происходит: через пять минут монолога учителя они отключаются, потому что не привыкли. Поэтому я говорю и проверяю, что ребята услышали.
2) Формирование причинно-следственных связей и критического мышления. Нам помогают карточки, кубики и прописи, но лучше всего работает диалог. Почему нельзя брать ядовитые грибы в руки? Ребенок учится думать, отвечая на такие вопросы.


Сколько вообще ребенок в этом возрасте может заниматься в течение дня?
Вообще если ребенок может усидеть за раз 15 минут – это уже хорошо! Количество таких отрезков у каждого ребенка свое: кому-то достаточно 1 занятия, чтобы утомиться, кто-то способен на 7 подходов.
Мое занятие длится 25-30 минут. Я плавно наращиваю длительность занятия, чтобы ребенку было комфортно. Если он устал – не заставляю сесть обратно за парту. Все это направлено на то, чтобы сохранить и нарастить интерес к знаниям.
Важно не количество, а качество: на занятии хорошо видно, когда ребенок устал и перестает воспринимать информацию, и все дальнейшие занятия без отдыха будут просто для галочки.  

Самое важное, что я хотела бы донести до родителей, это две вещи:
1) незнание не равно глупость! Особенно в 3-4 года. Не бойтесь, что ваш ребенок еще чего-то не знает или не интересуется учебой. И не стесняйтесь рассказывать вашему воспитателю о том, что ребенок чего-то не знает. Мы дадим ему все необходимое, это как раз наша задача.
2) нет идеального ребенка, какого-то стандарта, под который нужно подогнать ребенка. Ребенок и есть сам форма – это сосуд, куда мы вливаем знания, навыки.